Что такое IPO (первичное публичное предложение)

В интернете часто можно увидеть информацию о IPO. Именно эта аббревиатура помогла многим компаниям стать миллиардерами.

Узнайте, что из статьи, что такое IPO, что значит выход компании на Initial Public Offering (первичное публичное предложение) и другую полезную информацию по этому вопросу.

Первичное публичное предложение в деталях

Расшифровка Initial Public Offering представляет собой дословный перевод первичное публичное предложение. Простыми словами IPO — это первая продажа организацией своих долевых документов широкой общественности.

Процедура предусматривает размещение ценных бумаг на бирже. В результате часть пакета акций холдинга переходит из рук первоначального владельца собственникам, сделавшим приобретение. Фирма сразу же меняет свой статус. Из закрытого акционерного общества компания трансформируется в публичную организацию.

Одновременно со сменой статуса компанию, пережившую IPO, ожидают и другие перемены. В частности, пристальное внимание государственных органов к финансовой отчетности организации.

IPO – это выгодно?

ipo

Что такое IPO разобрались. Это трансформация фирмы в публичную организацию и приток сторонних средств в струю бизнеса компании. Зачем же все большое количество ЗАО превращается ОАО. Да потому что это выгодно. Акционерное общество, успешно проведшее IPO, получает целый ряд серьезных преимуществ:

  • публичное размещение акций привлекает значительные объемы инвестиций (обычно привлеченные средства используются на развитие бизнеса, спонсирование современных разработок или инфраструктурных проектов);
  • организации предоставляется возможность привлекать высококлассных специалистов для руководства и выполнения сложных обязанностей;
  • фирма обеспечивается новой возможностью расчета с контрагентами (в качестве расчетных средств может использоваться портфель ценных бумаг компании);
  • улучшается имидж и репутация АО (вращение акций на бирже делает концерн узнаваемым, возрастает количество потенциальных клиентов и партнеров);
  • продажа бизнеса через публичный рынок обеспечивает собственнику возможность в любое время продать или купить портфель ценных бумаг;
  • вывод на IPO повышает корпоративную культуру (образуются инструменты для стимуляции активности персонала);
  • образовывается возможность сформировать долгосрочный капитал на выгодных условиях (статус публичности гарантирует доступ к новым источникам и кредитным ресурсам);
  • получается представление о капитализации компании, что упрощает получение кредитов (ведь оценить реальную стоимость бизнеса можно только при его оценивании для продажи).

Первичное публичное предложение также дарит любой организации важный дополнительный стимул. Цена акций акционерного общества, успешно работающего на рынке длительное время, в долгосрочной перспективе растёт.

Естественно, имеются исключения из правил. Яркий пример: первичное размещение акций Twitter. Стоимость стартовала с отметки $26. Долго держалась на $50. Сейчас едва выше $20.

Этот пример не должен стать поводом для отказа от IPO. Ведь большинство корпораций от процесса получает многократное увеличение капитала. Главное тщательно подготовиться к процедуре. Подготовительный процесс может занять от нескольких месяцев до года.

Отличный пример удачной распродажи – Zoom. Этот холдинг с капитализацией в $16 млрд. вышел на биржу первый раз 16 апреля 2019 года. Выставил на NASDAQ акции по цене $36 за штуку. Буквально через несколько часов стоимость ценных бумаг технологической компании составила $62. Похоже концерн удачно приняли потенциальные инвесторы.

Первичное публичное предложение и его минусы

IPO без сомнения – перспективное мероприятие. Однако оно обеспечивает компанию не только плюсами, но и минусами. После того, как корпорация приобретает статус публичной, она становится интересна государственным органам.

Возрастает количество проверок с их стороны. Подобная популярность приводит к необходимости тщательно готовить квартальные и годовые отчеты.

Первичное публичное предложение делает прозрачной деятельность каждого акционерного общества. На первый взгляд это плюс. Однако и в нем заложен негатив. ОАО должно освещать массу информации в своей отчетности:

  • ФИО всех владельцев;
  • уровень заработной платы руководящих лиц и сотрудников;
  • финансовые показатели текущей деятельности.

Доступность сведений может играть на руку конкурентам. Ведь только по одной отчетности можно узнать о кредитоспособности предприятия.

IPO также дарит владельцам холдинга минус в виде многочисленных владельцев акций. Граждане с увесистыми пакетами могут оказывать негативное влияние на правильное развитие корпорации. Даже один единственный неадекватный держатель может создать массу колоссальных проблем.

Initial Public Offering – это приличные денежные затраты на процедуру, оплату андеррайтера, юристов, аудиторов, бухгалтеров, маркетологов и связки других специалистов. Не всегда большие затраты становятся причиной для получения реальной прибыли. Случается, что момент для продажи доли холдинга был выбран не слишком удачно, проданные долевые документы не поднялись, а упали в цене.

Фирма, которая пережила открытие, не может вернуться в исходное положение. С этого момента она обязана только получать прибыль. Если холдинг не может справиться с поставленными задачами – значит он не перспективен.

Такой диагноз обязательно повлечет снижение цены ценных бумаг, а далее банкротство. Поэтому затевая процедуру продажи долей руководителям предприятий следует тщательно взвесить не только плюсы, но и минусы.

Подготовка к Initial Public Offering

мин ипо

Процесс подготовки первоначального публичного предложения акций довольно кропотлив. Стартует с найма одной или нескольких банковских организаций.

Коммерческие предприятия такого формата называются андеррайтерами (underwriter). Они занимаются организацией продажи. Фирма, желающая выпустить акции, называется эмитентом. В теории организовать торговлю ценными бумагами каждая компания может самостоятельно. На практике же так никто не поступает.

После найма коммерческого предприятия между руководством партеров проводятся переговоры. В их ходе оговаривается стоимость долевых документов, выставленных на продажу, тип этих бумаг, планируемая сумма средств к привлечению.

Далее подписывается соглашение сторон. Underwriter подает инвестиционный меморандум в определенную организацию. В России регулятором всех финансовых отношений выступает Банк России. В Соединенных Штатах Америки — SEC.

Инвестиционный меморандум – документ, содержащий информацию о финансовой отчетности предприятия, руководстве, цели привлечения денежных вложений, перечень акционеров и т.д.

Процесс подготовки к размещению может немного затянуться из-за регулирующего органа. Ведь в обязанности данного учреждения входит тщательная проверка предоставленной информации.

При необходимости государственный регулятор может запросить дополнительные сведения. Только после урегулирования всех нюансов назначается конкретная дата IPO и начинаются эмиссии акций. Андеррайтер подготавливает всю необходимую информацию об эмитенте.

Интерес к IPO андеррайтеров

Многие банки вкладывают свои личные средства в Initial Public Offering и пакеты ценных бумаг компании. К перспективным акционерным обществам даже выстраивается очередь из потенциальных андеррайтеров. В чем заключена такая повышенная заинтересованность коммерсантов?

Хотя бы в том, что коммерческое предприятие может заработать на разнице в цене. Купить первый выпуск акций эмитента в полном объеме до IPO по минимальной цене.

Потом продать долевые документы после старта продаж по более высокой стоимости. Для привлечения инвесторов к инструменту торгов андеррайтеры даже проводят рекламные компании формата Road Show. Обычно таким образом привлекаются крупные вкладчики, готовые вложить любые деньги.

Выгода – лучшая мотивация каждого underwriter. Ее можно получить не только от манипуляций с пакетами ценных бумаг компании.

Подготовка и первичное размещение акций проводятся банками не бескорыстно. Деятельность андеррайтеров вознаграждается комиссионными выплатами эмитента. Сумма поощрения составляет до 7% от стоимости размещения. Естественно, гонорар за подготовку редко превышает цифры от сделок перепродажи.

Road Show и первичное публичное размещение

роад шоу

Road Show или Роуд-шоу – действительно в своем роде шоу или яркая рекламная компания. Она проводится до IPO эмитента. Основное предназначение этого действа – привлечение крупных инвесторов. В классическом варианте мероприятие состоит из нескольких блоков:

  • личные встречи с потенциальными вкладчиками;
  • конфиденциальные переговоры;
  • публичные мероприятия для заинтересованных лиц;
  • общение в неформальной обстановке.

Road Show помогает underwriter не только определить реальную стоимость размещения. Эта процедура часто обеспечивает привлечение средств еще до начала официальных торгов.

Для эмитентов такое развитие событий часто не выгодно. Потому что на предварительном этапе и инвесторы и банковские организации заинтересованы в занижении цены. Ведь таким образом в перспективе можно получить максимум прибыли от проекта.

Где обычно проводится первичное публичное предложение?

ипо 4

Продажа акций в первый раз стандартно проводится на бирже. Некоторое российские эмитенты для этих целей пользуются услугами отечественных площадок, таких как ММВБ, РТС, СПВБ. Нередко владельцы новеньких долевых документов выставляют свои пакеты на иностранных биржах LSE, NYSE, NASDAQ.

При выборе территории торгов часто отдается предпочтение иностранным торговым площадкам. Отечественные холдинги обоснованно опасаются недостатка инвесторов на просторах родного рынка.

Поэтому идут за «справедливой ценой» за рубеж. Там можно рассчитывать на успешное завершение IPO. Оптимальными юрисдикциями для проведения размещения профессионалы считают Кипр, Джерси, Бермуды, Багамы, остров Мэн. Именно на эти территории стекаются колоссальные денежные средства для инвестиций.

Самая популярная биржа для Initial Public Offering – это NYSE Euronext. Здесь можно встретить не только долевые документы США, но и акции российских компаний.

Многие инвесторы считают, что, если холдинг разместил свои финансовые инструменты на Нью-Йоркской фондовой бирже – значит он заслуживает внимания. Тем более, что данная площадка тщательно отбирает эмитентов. Она не откроет свои двери перед акционерными обществами:

  • имеющей менее 5 тысяч акционеров;
  • в публичном обращении которой присутствует менее 2,5 миллиона долевых документов;
  • с рыночной стоимостью всего пакета менее $100 млн.

NYSE Euronext привыкла иметь дело с серьёзными организациями и вкладчиками. До 2006 года биржа была мировым лидером по объему торгов. Сегодня она просто входит в ТОП успешности.

Народное IPO, а это что такое?

Определились IPO – это привлечение в корпорацию эмитента денежных средств сторонних лиц с целью развития бизнеса посредством реализации долей. Значение термина «народное» несколько отличается от стандарта. Главное отличие данных понятий заключено в целевой аудитории инвесторов.

В народной скупке долевых документов принимают участие физические лица. К этой категории относятся сотрудники компании, их родственники и знакомые, обычные посторонние люди. В народной распродаже всегда отсутствуют иностранные инвесторы с огромными кошельками.

Ярким примером неблагоприятного Initial Public Offering для народа может стать банк ВТБ. Львиная доля его векселей относительно недавно принадлежала российским гражданам.

Стартовая реализация долей состоялась в 2007 году. Первая цена одной бумаги составила 13,5 копейки. В 2009 году – всего 2 копейки. Вкладчики потеряли более 70% от вложенной суммы. В 2012 году президент инициировал выкуп облигаций. Таким образом граждане вернули себе часть сбережений.

Благоприятное народное размещение – холдинг Tesla. В 20190 году он продавал всем желающим акции по $17. Спустя 7 лет стоимость ценных бумаг возросла до $350. Прирост дохода в 20 раз удовлетворил даже самых жадных инвесторов.

Об авторе

Игорь Кириллов

Инестиционный и финансовый консультант. Работал трейдером и финансовым советником в крупных компаниях. Инвестирую с 2008 года в фондовые рынки Европы, Америки, Азии, России.