Что такое бизнес-ангелы

Представьте, что у вас есть перспективная идея, но нет средств на её воплощение. Что делать? Искать тех, кто будет заинтересован в её продвижении. Одни из них – это так называемые бизнес-ангелы. Им я посвящаю свою сегодняшнюю статью.

Определение

Слово «ангелы» у нас ассоциируется с существами, которые помогают людям, очень благосклонно к ним относятся. В случае с бизнес-ангелами – то же самое. Это также помощники, но только в предпринимательской деятельности.

Правда, настоящие ангелы осуществляют помощь безвозмездно, а бизнес-ангелы имеют корыстный интерес. Как и любые инвесторы, им важно получить от вложенных средств доход. Но ведут они себя несколько иначе, чем обычные инвесторы. К отличительным чертам бизнес-ангелов относятся:

  1. Неформальность вложений. Это частные лица, не связанные с венчурными фондами, целенаправленно занимающимися инвестициями в стартапы.
  2. Использование только собственного капитала. Они не ищут партнеров, а сами вкладывают то, что имеют.
  3. Личная заинтересованность и участие. Как правило, сами ангелы в бизнесе отлично разбираются. Это люди, имеющие положительный опыт в предпринимательстве. Поэтому они с удовольствием им делятся, дают советы, консультируют по разным вопросам, помогают в управлении.

Такой подход помогает им достичь цели, которую они ставят – вывести начинающий бизнес на полную мощность. То есть бизнес-ангелы подключаются на самом начальном этапе. Иногда это даже еще не оконтуренные мысли, но с перспективным наполнением.

За вложенные средства они получают долю в компании. Когда она начинает приносить прибыль, доля продается. По законам бизнеса, на тот момент её стоимость намного превосходит первоначальную. На этом и зарабатывают бизнес-ангелы.

Происхождение

Наверняка вам интересно, почему по сути инвесторов стали называть ангелами. Этому есть своё историческое объяснение. В начале прошлого века в Нью-Йорке на Бродвее ставили театрализованные представления.

Для этого создавались специальные актерские труппы, делались шикарные декорации. Но на всё нужны были средства. Их давали состоятельные люди, не жалевшие денег на воплощение такого действа.

Но они не были просто благодетелями. Заранее оговаривалось, что определенная часть доходов, которые принесет постановка, отдается им. Однако даже за такой подход актеры и люди, с удовольствием смотрящие театральные представления, были благодарны. Поэтому таких инвесторов называли театральными ангелами.

По аналогии тех, кто помогает раскрутке новых идей в бизнесе, также стали называть ангелами. Только театральные благодетели ничего не смыслили в данном виде искусства, а бизнес-ангелы прекрасно разбираются в предпринимательской деятельности.

Как правило, они имеют своё хорошо налаженное дело, но это не обязательно. Ими могут быть люди, сделавшие успешную карьеру, например, управляющих или топ-менеджеров в крупных корпорациях. Конечно, они финансово состоятельные, чаще всего это миллионеры в долларовом эквиваленте.

бизнес ангел

Сферы инвестирования

Существуют статистические данные о том, куда предпочитают делать вложения бизнес-ангелы. Это следующие области (приведены по степени востребованности):

  • технологии информационного характера;
  • разработки, связанные со здоровьем;
  • идеи в сфере производства продуктов, услуг;
  • всё, что связано с приборостроением, компьютерными комплектующими;
  • развлекательная сфера.

Каждый бизнес-ангел ищет то, что не просто выгодно для вложения денег, но и чем-то его привлекает. Например, сейчас очень востребованы технологии, связанные с продлением жизни человека. Люди хотят жить дольше и не жалеют средств на то, чтобы это осуществить.

Некоторые даже идут на криогенную заморозку тела, чтобы в будущем было возможно его оживить. Поэтому бизнес-ангелы очень поддерживают инновационные биотехнологии.

Разновидности

Бизнес-ангелов выделяют в отдельную категорию инвесторов по уже указанным мною выше критериям, но все-таки нельзя сказать, что все люди здесь одинаковые. У каждого из них свой подход к инвестированию – собственные цели и методы их достижения. Поэтому существует классификация, в которой ангелы бывают:

  1. Предпринимателями. Это успешные бизнесмены, максимально занятые управлением своего производства. В связи с этим у них нет времени и желания на участие в управлении фирмой, куда они вкладывают средства. А вложить они готовы много – до 500000 долларов. Обычно они формируют инвестиционный портфель из нескольких компаний, которым помогают материально.
  2. Профессионалами. Занимаются инвестированием в те сферы деятельности, в которых разбираются сами. Соответственно, могут давать консультации по сути производства. Их капиталы для вложения, как правило, меньше, чем у предпринимателей и не превышают 200000 долларов.
  3. Микроуправляющими. Это те, кому интересно полностью погружаться в финансово курируемый проект. Они очень детально смотрят бизнес-план, который им предоставляют начинающие предприниматели. Сразу же оговаривают собственное участие в управлении, могут входить в совет директоров. Благодаря этому четко ведется контроль расходной части проекта и его прибыльности. Микроуправляющие могут вкладывать разные суммы в зависимости от наличия. Обычно они ведут сразу несколько проектов.
  4. Корпоративными. Это работники крупных предприятий, получившие от своих фирм солидное денежное вознаграждение. После ухода с должности они полностью переключаются на инвестирование, но делают финансовое вливание лишь в один проект. С удовольствием участвуют в управленческой деятельности.
  5. Энтузиастами. Для них инвестиции – это скорее хобби, чем необходимость. Им нравится вкладывать небольшие средства (до 10000 долларов) в несколько проектов, которые им интересны. Причем сферы деятельности могут быть разными. В тонкости проектов они не вникают, в управление не вмешиваются.

Только не подумайте, что ангелы-энтузиасты вообще не хотят заработать. Специфика всех бизнес-ангелов связана с увеличением вложенных средств. Все они относятся к деловым людям, у которых хорошо развита интуиция.

Они буквально чувствуют, кого выгодно сейчас профинансировать, чтобы в будущем получить приличный доход. И они действительно его получают. В среднем их доходность варьируется в пределах 70-200% от одного проекта.

Бизнес-ангелов также классифицируют по мотивациям инвестирования. В зависимости от этого они бывают:

  1. Семейными. Это люди, поддерживающие начинание кого-то, кто входит в их круг семьи или друзей. Это могут быть дальние родственники, тем не менее, родственные и дружеские связи здесь имеют значение.
  2. Инвесторами отношений. Это те, кто знаком по работе с людьми, выдвигающими новый проект. Они вместе работают или работали, если кто-то уже рассчитался. Инвестиции делаются, потому что есть успешный опыт сотрудничества.
  3. Инвесторами в идею. Здесь нет никаких семейных, дружеских или иных взаимоотношений и мотиваций, связанных с этим. Главное – интерес к выдвигаемой идее.
  4. Архангелами. Эти люди могут относиться к любым из первых трех категорий, но у них есть отличительная черта – они имеют личные контакты с другими бизнес-ангелами. Соответственно, при необходимости они могут заручаться их помощью, действовать вместе.

Я привел эти классификации не для того, чтобы вы почитали из любопытства и забыли. Если вы вникаете в данную статью, наверняка у вас есть интерес к привлечению бизнес-ангелов в свой проект.

Классификация поможет вам понять психологию этих людей. Поэтому вы сможете сориентироваться, какой человек вам больше подходит. Возможно, это богатый родственник, который не будет особо вникать в вашу деятельность. А может, наоборот, вам нужен профессионал, дающий актуальные советы.

Бизнес-ангел или инвестор

Фактически для стартапа всё равно, кто его профинансирует – бизнес-ангел, обычный инвестор или венчурный фонд. Однако у них имеются некоторые различия. Приведу их в таблице.

Ангелы

Обычные инвесторы

Венчурные фонды

Денежные средства

Свои (вклады составляют незначительную долю)

Свои (суммы могут быть разными)

Коллективные вложения

Отношение к вложенному капиталу

Готовы рисковать, понимают, что не всегда получат доход

Хотят заработать, но многие не желают риска

Инвестирование – это их работа

Погруженность

Используют свое свободное время

Активная

Постоянный контроль

Отношения с государством

Стараются не пересекаться

Желают поддержки

Взаимодействуют

О бизнес-ангелах также можно сказать, что рисковость их вложений во многом связана с тем, что они осуществляются буквально в самом начале развития проектов. В это время еще непонятно, будут ли они настолько успешными, как предполагается.

Но поскольку люди имеют деловое чутье, они рискуют в надежде на то, что профессиональная интуиция не подведет. Причем на раздумье у них не уходит много времени.

Если сравнить их подход с венчурными фондами, там долго принимаются решения о финансировании. Ведь нужно пройти этап согласования со всеми заинтересованными лицами.

Однако, поскольку в фондах участвует много инвесторов, они могут вкладывать гораздо большие суммы, чем бизнес-ангелы. Только происходит это, как правило, уже позже, когда проект уже заработал.

Я считаю, что тем, у кого проекты финансируются бизнес-ангелами, очень повезло. Ведь их услуги обходятся дешевле. К тому же, дополнительно бесплатно появляются профессионалы-советники.

инвестор

Как привлечь

Эта часть статьи предназначена конкретно для тех, кто уже понял, что для успешного продвижения своего проекта нужно найти бизнес-ангела, а можно и не одного. Для этого необходимо:

  1. Чтобы ваша идея была хотя бы в чём-то уникальной. На другую такие люди вряд ли обратят внимание. Найти изюминку можно в любой сфере. Если вам это удастся, полдела сделано.
  2. Идея должна быть интересна большому кругу людей. То есть ваше предложение должно иметь спрос у широкой аудитории, иначе оно не будет долгосрочным.
  3. Чтобы в вашей команде были профессионалы. Например, если вы открываете эксклюзивный ресторан, без профессионального повара вам не обойтись. В принципе это касается и других сотрудников. Чем больше знающих людей, тем лучше они выполнят задуманное.
  4. Иметь качественный бизнес-план. Иногда бизнес-ангелы подключаются и без него, но всё-таки это редко. Именно из бизнес-плана можно почерпнуть всю необходимую информацию, поэтому его составлению нужно уделить максимум внимания.
  5. Познакомиться со списком бизнес-ангелов, который публикуется в интернете. Выбрать подходящих людей, презентовать им свой проект. Презентация должна быть яркой, привлекательной. Для этого нужно использовать видео сюжеты, раздаточный материал.

Большинство бизнес-ангелов ведут открытый образ жизни. У них есть собственные сайты, где можно найти электронную почту. Возможно, поступающие письма изначально они просматривают и не сами, но об интересной информации им обязательно сообщают.

Поэтому связаться с такими людьми не настолько сложно, как можно подумать. К тому же, есть организации, объединяющие бизнес-ангелов. В России к ним относятся, например, национальная ассоциация и национальное содружество бизнес-ангелов. На интернет-страницах данных организаций всегда можно увидеть списки бизнес-ангелов РФ.

кто такие бизнес ангелы

К кому обратиться

В завершающей части статьи приведу несколько российских бизнес-ангелов, о которых есть хорошие отзывы:

  1. Фияксель Эдуард. Занимается финансированием стартапов уже более 15 лет. О своих вложениях особо не распространяется, но известны его предпочтения: биологические и информационные технологии, телекоммуникация. Суммы не превышают 200000 долларов.
  2. Рябенький Игорь. С его помощью реализовано около 60 идей. Шесть лет назад признавался «Ангелом года». Предпочтения: инновационные разработки в медицине, образовании, IT, финансовой и развлекательно-игровой сфере.
  3. Бородич Александр. Вкладывает средства не только в российские, но и зарубежные проекты. Уже профинансировал 22 стартапа. Предпочтения: сервисы для торговли, мобильные приложения, онлайн образование.
  4. Полехин Виталий. На его счету 25 профинансированных стартапов. Может вкладывать средства не только в самом начале развития бизнеса. Предпочтительные сферы: интернет-технологии, медицина, наука.
  5. Мацанюк Игорь. Размер вложений – до 150000 долларов, доля в бизнесе — 40%. Ежегодно вкладывается примерно в 10 проектов. Предпочтения — приложения (игровые, мобильные).

Список можно продолжать, но в данной статье это не актуально. Я ставил своей целью познакомить вас с понятием бизнес-ангелы – рассказать, что это, кого так называют. Информация дана исчерпывающая, а если вам нужно привлечь внимание бизнес-ангелов – дальше ищите самостоятельно.

Об авторе

Игорь Кириллов

Инестиционный и финансовый консультант. Работал трейдером и финансовым советником в крупных компаниях. Инвестирую с 2008 года в фондовые рынки Европы, Америки, Азии, России.